Сайт не актуален!!!

Новый адрес

Всенародный законопроект

23 августа 2012

 

О нововведениях закона «Об образовании в Российской Федерации» рассказывает статс-секретарь — заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк.

 

Закон «Об образовании в Российской Федерации» в силу своего предмета и значимости затрагивает интересы каждого жителя нашей страны. Этот законопроект стал всенародным и с точки зрения важности гарантируемого права на образование и механизмов его реализации, и с точки зрения вовлечённости всех заинтересованных лиц в его подготовку. Обсуждение проходило в Государственной думе, в Совете Федерации, в Общественной палате, на конференции Российского союза ректоров. Законопроект рассматривался общественно-профессиональными объединениями, профсоюзами сферы образования и общероссийскими объединениями работодателей, органами исполнительной власти субъектов РФ, трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. В рамках открытого общественного обсуждения в Интернете поступило порядка 11 тысяч предложений.

Думаю, ни один закон за последнее время не проходил столь широкого общественного обсуждения, и, безусловно, за два года законопроект существенно изменился. Но острую необходимость принятия нового закона подчеркивали все без исключения участники общественного обсуждения.

Действующий закон «Об образовании» был принят в 1992 году. Многие юристы признают его одним из самых прогрессивных для своего времени, позволившим выполнить очень непростые задачи. Закон «Об образовании» создал новые правовые условия для функционирования системы образования в условиях рыночной экономики, заложил фундамент для формирования современной модели образования. Но он принят 20 лет назад. По сути, он принимался в совершенно другой стране. За это время изменился мир, изменилась Россия, изменились мы сами, появились технологии, которых ранее не было, и действующий закон перестал удовлетворять современным требованиям и общественным отношениям, которые складываются сегодня в системе образования.

Политика внесения поправок в существующий законодательный акт уже исчерпала свою силу. И мы логически и плавно подошли к необходимости принятия нового закона, который создаст необходимые условия для дальнейшего развития системы образования и в котором будет учитываться, что эта отрасль требует постоянного динамического обновления.

Позволю себе остановиться на некоторых аспектах предлагаемого законопроекта. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» сохраняет и развивает базовые принципы и социальные гарантии, заложенные в законе 1992 года, предлагая конкретные механизмы реализации этих принципов в современных условиях. Новый законопроект закрепляет все лучшие практики и образовательные технологии, которые сложились и были отработаны за 20-летний период.

Так, например, в обучении уже длительное время используются дистанционные образовательные технологии, и у студентов появилась возможность одновременного обучения в нескольких образовательных учреждениях. Законодательно закреплены основы использования в образовательном процессе сетевого взаимодействия образовательных учреждений и учреждений культуры, спорта. Выравнивается правовое положение государственных (муниципальных) и частных образовательных учреждений.

Впервые на законодательном уровне вводится возможность организации образовательного процесса на основе кредитно-модульной системы (системы зачетных единиц); регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Закрепляется система мониторинга, которая позволит комплексно оценивать развитие отрасли в динамике. Предусматриваются нормы, обеспечивающие открытость образовательных организаций.

Принципу открытости в законе уделяется достаточно большое внимание. Этот принцип подразумевает участие в образовательном процессе представителей общества, в том числе участие работодателей в оценке эффективности образовательной деятельности, в процедурах лицензирования и аккредитации программ профессионального образования. Закон закрепляет перечень необходимой информации, которую образовательное учреждение должно довести до потребителей образовательных услуг. Вводятся процедуры независимой оценки качества, которые позволят специализированным организациям давать оценку деятельности образовательных учреждений, в том числе оценивать достоверность и полноту открыто публикуемой информации о качестве образования, предлагаемого потребителям.

Правовая модель, закрепляемая законопроектом, предполагает активное участие в формировании системы образования всех субъектов образовательных отношений: педагогических работников, обучающихся, родителей, образовательных организаций, органов управления образованием разных уровней, общественных организаций и работодателей.

Значительное внимание в законе уделяется правовому статусу участников образовательных отношений. Особо хочу сказать о внимании закона к фигуре учителя. Впервые на законодательном уровне закреплён особый статус педагогического работника в обществе, введены обязательства государства по созданию условий для осуществления профессиональной деятельности педагогических работников. Детально урегулированы академические и трудовые права педагогических работников и меры их социальной поддержки. Предусматривается принятие кодекса профессиональной этики, а также механизмы защиты педагогов от неправильного поведения со стороны учащихся, родителей, от произвола администрации.

Законопроект закрепляет дополнительные гарантии деятельности педагогов, устанавливает реальные механизмы, обеспечивающие уровень оплаты труда педагогических работников не ниже среднего по экономике соответствующего региона, предусматривает гарантии повышения квалификации и профессиональной переподготовки за счет работодателей. Устраняется правовой пробел в части аттестации педагогических работников частных образовательных учреждений.

В законопроекте детально урегулированы вопросы правового статуса обучающихся: их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки. Представлены реальные механизмы решения вопросов, касающихся стипендиального обеспечения учащихся, предоставления им мест в общежитии, обеспечения учащихся учебниками, питанием, транспортом для доставки к месту обучения.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет приоритет родителей в воспитании и обучении детей. Родителям предоставляются широкие полномочия для участия в образовательной деятельности. Зафиксировано право родителей на получение полной информации о всех видах обследования учащихся, присутствие на проводимых обследованиях, право отказаться от проведения обследований. Родители могут выбирать для ребёнка формы получения образования в конкретном образовательном учреждении.
На законодательном уровне введены нормы, регулирующие вопросы защиты прав обучающихся и их родителей. В частности, предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Особое внимание уделено образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Закон устанавливает приоритетность инклюзивного образования таких детей, то есть обучения в общеобразовательных учреждениях, сохраняя при этом возможность создания сети специализированных образовательных учреждений, когда обучение в общеобразовательных учреждениях является труднодоступным либо невозможным.

Читать далее... (По материалам сайта "Интернет-издание "Просвещение").


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно